Специалисты во всем мире пытаются разгадать парадокс российского математического образования. Как отмечает научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Фрумин Исак Давидович: «Есть два основных международных исследования качества математического образования в школе – TIMSS и PISA. TIMSS проверяет академические знания, а PISA – умение их применять. Так вот, в первом случае у российских школьников результаты очень высокие, а во втором – низкие. Это скандальная и трудно объяснимая ситуация».

Исследователи Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ постарались разгадать эту загадку. Они сравнили результаты по математике российских и европейских школьников на основе международных тестов PISA и TIMSS. Эксперты проанализировали результаты учащихся с разным социально-экономическим положением семей.

В период с 2003 по 2012 годы прошло четыре волны исследования PISA и три волны исследования TIMSS. И если результаты российских школьников по математике в TIMSS достаточно высоки, особенно скачок результатов наблюдается в 2011 году, и сравнимо выше результатов в Швеции, Литве, Финляндии и Венгрии, то практико-ориентированная PISA показала, что российские учащиеся сильно отстают в применении теоретических знаний на практике и не достигают даже средних показателей, значительно уступая в результатах учащимся из Латвии, Чешской Республики, Германии, Польши, Финляндии и Эстонии.

«Однако при сопоставлении результатов в различных странах необходимо учитывать критерий социально-экономического положения семей», – уточняет Исак Фрумин. Так, по данным PISA, в России наблюдается незначительный разрыв в результатах между группами учащихся с различным социально-экономическим капиталом (СЭС) по сравнению с другими странами, что во многом объясняется низкими результатами российских школьников с высоким СЭС. При этом к 2012 году результаты российских школьников выросли, причем наиболее значительный рост наблюдается у детей из семей с низким уровнем обеспеченности академическими ресурсами.

Данные TIMSS показали схожие результаты. В целом к 2011 году российские школьники продемонстрировали значительный скачок в результатах по академической математике, опередив многие страны, в том числе Венгрию, Литву, Финляндию и Швецию. Кроме того, учащиеся российских школ показали наибольший прирост в баллах среди всех школьников Литвы, Венгрии и Швеции. В то же время прогресс российских школьников из семей с низким социально-экономическим положением значительно выше, нежели прогресс учащихся с высоким уровнем обеспеченности академическими ресурсами.

Таким образом, как отмечает руководитель исследования Татьяна Хавенсон, несмотря на положительную динамику результатов российских школьников по обоим тестам, разрыв между теоретическими знаниями учащихся и их практической применимостью в России по-прежнему высок, и данная проблема сохраняет свою актуальность. Минимизация данного разрыва является важнейшей задачей российского образования.

Развернутая аналитика представлена в докладе «Сравнительный анализ результатов тестов PISA и TIMSS в России и странах Европы», который вышел в серии «Современная аналитика образования», председателем редакционного совета которой является Ярослав Кузьминов. Прочитать и, при необходимости, скачать доклад можно на сайте Института образования ВШЭ. Также на сайте в разделе «Свежие видео» есть ссылки на официальный канал Института на видео-хостинге YouTube, где можно посмотреть видео с ряда семинаров и конференций, организаторами которых является Институт.

http://vrn.vestipk.ru/

...