Православная церковь 14 января торжественно отмечает праздник Обрезания Господня — во всех храмах в этот день проходят праздничные богослужения. Обрезание Господне считается великим праздником, но он не принадлежит к двунадесятым и празднуется один день — без предпразднества и попразднества.

История

Праздник этот очень древний — первые сведения о нем относятся к IV веку, то есть примерно к тому же периоду, когда христиане начали отдельно праздновать Рождество.

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), которое назвал архангел Гавриил еще в день Благовещения Деве Марии.

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. У евреев этот обряд, которому уже много веков, был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.
«И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог».

Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число 8 выражало полноту и совершенство. Откладывать на более позднее время совершение повеленного считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь о повелении Божием.

Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено прежде всего единство крови и веры.

Традиции

Обрезание Господне отмечают в один день с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В народе этот праздник больше был известен как Васильев день, а все традиции и обычаи так или иначе связаны с празднованием Старого Нового года.

В этот день на Руси было принято ходить по домам с поздравлениями и пожеланиями добра и благополучия. Совершался особый обряд, который в разных местностях назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Крестьянские дети ходили по домам селян и, распевая «засевальную песню», из рукава или мешка «сеяли» зерна овса, пшеницы, гречихи или ржи.

Иногда вместо засевальных песен проговаривали пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу» или «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный».

Вечер перед этим праздником называли «щедрым» — ходили по домам и пели «щедривки»: «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!»

В ночь на 14 января девушки гадали на суженого — ведь продолжался период Святок, лучшее время года для всякого рода гаданий и предсказаний. Для этого девушки расчесывали перед сном волосы, клали к себе под подушку гребешок и говорили волшебные слова: «суженый-ряженый, приди расчесать мне голову».

В этот день судили и о погоде в предстоящем году. Если утро солнечное — год выдастся счастливым и уродятся фрукты. Если деревья покрыты инеем, будет хороший урожай зерновых, а если день теплый — богатый урожай ржи. Удачный год предрекал и выпавший в этот день снег.

...