Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является для Церкви одним из главных событий Священной истории. В этом действии, за внешним ветхозаветным обрядом Своего посвящения Богу, Матерь Божия начала тот путь, который завершился великой победой и осуществлением надежд всего человечества — приходом в падший мир Спасителя, Господа Иисуса Христа.

История праздника введения во храм Пресвятой Богородицы

Главным сюжетом праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями, праведными Иоакимом и Анной. Долго не имея детей, праведные супруги дали обет — если у них родится ребенок, они посвятят его Господу Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка —родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского — «госпожа», «надежда»).

В дальнейшем Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию. По отцу Божия Матерь происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери — из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающиеся будущего рождения Мессии, — ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно.

После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет — их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий. Здесь мы и встречаемся с Преданием Церкви о введении во храм Пресвятой Богородицы.
Это торжественное событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим первосвященником был праведный Захария — отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Мария была введена в Святая святых — центральное место Иерусалимского храма. Это было сделано по особому Божиему повелению: ведь по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год. Мария же была допущена в Святая святых как Матерь Спасителя, Который должен был родиться от Нее. Богослужебные тексты сравнивают Ее с одушевленным кивотом (шкафчик, ящик) Божиим. После этого Мария остается жить и служить в храме — здесь Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения.

По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет. Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались. В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида. Собственно, на этом и заканчивается рассказ о главном смысле праздника.

Как же событие Введения во храм Пресвятой Богородицы вошло в состав великих двунадесятых праздников христианской Церкви? Исследователи считают, что появление праздника непосредственно связано со временем правления византийского императора Юстиниана Первого. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы. Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.

Начиная с восьмогоI века праздник Введения кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем пишет две гомилии (беседы) патриарх Константинопольский Герман I. Таким образом, к восьмому веку началась складываться традиция празднования события Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начиная же с девятого века праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку. Окончательно в число великих двунадесятых праздников Введение вошло уже после четырнадцатого века.

Введение во храм Пресвятой Богородицы: что нельзя и что можно делать в этот день

Верующим обязательно в этот день нужно сходить в церковь на службу, поставить свечку Деве Марии и помолиться от чистого сердца. Также в этот праздничный день православные по возможности прибегают к Святым Христовым тайнам – причастию – и исповедуются.

Полезно для души в этот день не забывать о милостыне нуждающимся. Причем необязательно раздавать деньги – это может быть еда или теплые вещи (например, носки, варежки).

В этот день Церковь крайне не рекомендует:

активных увеселений: хоть в этом году праздник и выпал на будний день, однако стоит постараться максимально приблизиться душой к восприятию события Введения. Если нет возможности утром посетить храм, то это можно сделать накануне (вечером служится всенощное бдение с литией).

заключить церковный брак, так как в Рождественский пост венчания вообще не совершаются.
заниматься той работой, которую можно без особых проблем перенести на другой день (стиркой, уборкой, шитьем). А освободившееся время лучше семье и духовному.
Также в этот день лучше не давать в долг. Это не церковный запрет – скорее, народная примета. И касается она всех больших праздников.

А вот запретов на принятие крещения в этот день нет. Если есть необходимость совершения таинства Крещения именно в этот день (над болящим, например, или младенцем), то это разрешено. Таинство Соборования также может быть совершено в этот день.
Праздник приходится на Рождественский пост. О том, что можно есть в этот день – чуть ниже.

Рождественский пост-2017: что можно есть на Введение во храм Пресвятой Богородицы
В этот великий двунадесятый праздник на трапезе разрешается рыба и вино.
Введение в храм Пресвятой Богородицы: приметы и традиции
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век, сообщает Neelov. Карея, Афон
В народе существует поверье, что природа ликует в этот день, и в полночь с 3 на 4 декабря ненадолго распускается верба.

Что касается примет, то у наших предков праздник этот ассоциировали с приходом настоящей зимы. Его даже называют «Воротами зимы»: говорят, что с этого момента зима окончательно вступает в свои права, оттепелей уже ждать не стоит, впереди – лишь стужи да метели.

Считалось, что:

Если в этот день щиплет мороз и светит солнце, то это добрый знак – значит, следующее лето будет теплым и урожайным.

Если в этот день сильный мороз, то следует ждать мороза до самого Рождества.

В Введенье мороз – все праздники морозны, тепло – все праздники теплы.
Приметы на погоду:

Если к этому времени уже установились морозы, то говорили:
Введенье пришло – зиму привело.

На Введенье – толстое леденье.

Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили.

Если с Введенья ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома – будет богатый урожай хлебов.

А вот если на Введение случалась оттепель, тогда говорили:

Введенские морозы зимы не ставят.

Введенье ломает леденье.

До Введенья если снег выпадет, то растает.

В этот день было принято ходить друг к другу в гости. При этом хозяева следили, кто первым войдет в дом: если женщина, то грядущий год будет неудачным, и даже в семью может настигнуть беда. А вот ежели мужчина, то это к удачному году, к процветанию и счастью.

В церквях с этого дня начинается усиленная подготовка к Рождеству, поэтому в храмах можно услышать такие песни, как «Христос рождается». Как и во все праздники проводится торжественное Богослужение, на котором рассказывают о Марии.