До 15 октября в Воронежском цирке будет гастролировать новое шоу продюсерского центра Гии Эрадзе «Гиппопотамус». В новой программе задействовано большое количество животных, среди которых олени, белые и черные лисы, лайки и далматинцы, обезьяны разных пород, целый караван верблюдов и конечно же – очаровательные бегемоты Тофика Ахундова. Воронежцы увидели ловких акробатов на мачте под руководством заслуженного артиста России Бориса Кима, невероятный номер с Ренскими колесами, потрясающе талатливых жонглеров на моноциклах и очень красивый номер «Свеча». Создатели шоу «Гиппопотамус» умело объединили классические цирковые жанры и роскошную стилистику «Королевского цирка». Эксклюзивные костюмы, многие из которых были сшиты специально к премьере в Воронеже, профессиональные артисты балета, уникальные постановки, световое и звуковое оформление – все это просто не может оставить равнодушным!

Очаровательные и задорные лайки самоеды и далматинцы под чутким руководством Екатерины Запашной (внучки Мстислава Михайловича и дочери Мстислава Мстиславовича Запашных) не только прыгают и танцуют, но даже катаются с горки. В аттракционе «В гостях у шейха» под руководством Константина Растегаева, Катя тоже занята.

— Женщина всегда должна следовать за своим мужчиной, — улыбается очаровательная артистка на наш вопрос, почему она, собственно, не работает в программе Запашных. – А мой мужчина, на тот момент, когда мы познакомились, и стали жить вместе, работал в коллективе Гии Эрадзе. Поэтому, как покорная жена, я собралась и поехала за Костей. И «прижилась». Мы у Гии Эрадзе меняем уже третий коллектив. Работали и в «Королевском шоу», и в Баронетах, сейчас перешли в «Гиппопотамус». Мы с мужем вообще работаем три номера- верблюды, собаки и воздух. Но так как Костя получил травму — его ударил верблюд, у него разрыв крестообразной связки, воздух мы временно не работаем. Кстати у нас большое событие! Мы, наконец-то выпустили на манеж сразу 8 верблюдов! Сегодня в цирке никто столько верблюдов не выводит на манеж!

Вообще для меня большая часть работать в этой программе, с такими артистами, как Тофик Ахундов. И нам, молодым артистам главное не упасть в грязь лицом. Как известно, Гия Эрадзе сам выращивает своих артистов. А тут он взял настоящую легенду цирка! Это программа-эксперимент. Она только делается. В каждом городе мы запускаем новые номера. Программа в разработке… Если мы приедем через год-два, вы увидите уже совершенно другую программу. Мы ее создаем! Программа «Гиппопотамус» работает всего седьмой город.

Кстати, номер «Восточная сказка» с верблюдами, завоевал Золото V Международного фестиваля циркового искусства в Москве. Зрители замирают, попадая в пустыню с восточными красавицами и целым караваном верблюдов, которые рисуют причудливые узоры по манежу, словно по песчаным барханам.

Зной Востока сменяет завораживающий своей красотой аттракцион «Зимняя сказка», под руководством Татьяны Сидоренко и Николая Исаева. Глядя на эту невероятно красивую снежную историю с белыми и бурыми лисами, русскими борзыми и оленями, зрители вместе с вихрем снегопада и сыплющихся из под купола цирка блесток, будто бы попадают в Новогоднюю сказку! Дрессировщика Татьяна Сидоренко отвела нас к вольерам и рассказала о своих подопечных:

— В нашем номере задействовано два марала – пятилетний Бэмби и трехлетний Нико. Плюс три северных оленя. Рацион питания у них разный, потому что среда обитания разная. Нашим северным малышам – полуторагодавалым Зиме и Добрыне — мы мешками заказываем ягель- это для них основной продукт. А вот продукты брожения, такие как овощи, им нельзя. Зато маралы – обитатели средней полосы — охотно налегают на овощи, и вообще не знают, что такое ягель — они его в жизни не пробовали. Маралы обожают березовые веники, для Бэмби это главное лакомство. Он у нас из Красноярска. Еще, помимо овощной нарезки, они едят запаренный овес с отрубями, соль, мел, костную муку…

Лисы — хищники. По утрам мы им даем куриные желудки, днем, на репетиции, балуем говяжьей вырезкой, а вечером им варят говяжий суп с овощами. У лис очень обострены инстинкты. Когда мы их учили трюкам, они шли на мясо. Потом запомнили эту дорожку, зная, что в конце будет мясо, так и стали выполнять трюки. А вот у маралов – огромный интеллект, за мясом они не пойдут. Чем умнее животное, тем сложнее с ним работать. Бэмби частенько пытается нас обхитрить… А вот северные олени особым интеллектом не отличаются, просто милые красивые «коровки». Кстати, только у северных оленей, из всех видов мараловых, у самок есть рога! Северные олени очень покладистые, а вот маралы — строптивые животные. На меня, правда, не нападали ни разу, а вот на моего партнера – было дело. У них соперничество самцов, а я всегда подкармливаю, поэтому меня они любят.

«Бегемоты подчиняться не любят!»

Гвоздем программы является единственный в мире аттракцион «ГИППОПОТАМУС» под руководством народного артиста России Тофика и Людмилы Ахундовых. Когда на манеже появляются сразу три огромных африканских бегемота (вес всех троих уже перевалил за 5 тонн!) зрители умиляются и начинают аплодировать! Тофику Ахундову удалось сделать невозможное – обучить не поддающихся дрессуре животных уникальным трюкам. Они становятся в пирамиду, играют в чехарду, кувыркаются и демонстрируют прочие умения.

— Говорят для бегемота даже команда «лежать» — сложный трюк. А они у вас такое выделывают!

— Да, я из них выжал все, что только было можно! Вообще у бегемотов очень маленькие физиологические возможности. Ножки короткие, тяжелые, морда весит много. Слона можно на голову поставить, бегемота – нет. Все что я сделал, это потолок. Большему научить этих животных невозможно. Вообще у них очень сложный характер. Нужно иметь железные нервы и большую выдержку, чтобы с ними работать. Они очень чувствительны, сразу чувствуют слабость. Если слоны как дети, любому подчинятся, то бегемоты подчиняться не любят! И на еду не идут. На еду хорошо идут медведи, морские животные вообще за кормежку чудеса творят. А бегемот, если обиделся, он не будет делать трюк. И никакая кормежка не поможет.

Мне приходилось работать в американском цирке Ринглинг два с половиной года, так у них есть любые животные, кроме гиппопотамов. По 16 слонов в спектакле, тигры, львы, а бегемотов за 200 лет существования цирка на манеже ни разу не было! Да и вообще дрессурой бегемотов никто не занимается. Максимум, просто демонстрируют в программе одного гиппопотама. И все. У Дурова в его зверинце был маленький бегемотик. Владимир Григорьевич Дуров же говорил, что выдрессировать можно любое животное, кроме гиппопотама…

Я ведь еще работаю номер с обезьянами, у нас их 6 видов. Но выдрессировать обезьяну, по сравнению с бегемотом, это детский лепет на лужайке. У нас есть гвинейский павиан, сфинкс (он уже большой, 15 лет), макаки, павиан-анубис и т.д. Они выполняют акробатические трюки. У меня недавно умерла одна обезьяна. А сейчас не укупишь животных – какая-то макака сейчас стоит 300 тысяч.

— А бегемот?

— Нам они достались за копейки, за четырех бегемотов вместе с клетками компания отдала 8 тысяч евро. Это можно считать, подарили. А американцы просили 80 тысяч долларов за одну особь.

— Как вы их транспортируете?

— В фургонах. Там вода комнатной температуры. Если их транспортировать без воды, они могут травмироваться. Они с удовольствием идут в фургон – знают, что там им будет хорошо. Двое лежат в 6-метровой ванне, а третья – Аида — едет отдельно, потому что может их поранить. У нее отдельный фургон и отдельная ванна. Аида у нас самая ленивая, и самая коварная.

— Аида у вас ленивая и коварная, а остальные?

— Яна – самая умная. Сейчас, правда, немножко сдала, нервишки пошаливают. Ей как-то попала заноза в лапу, раздулась нога, и мы не знали что делать. Нашли хорошего анестезиолога, он прилетел из Киева, и все сделал. Там же главное правильно посчитать анестезию. А операция – ерунда. Но вот с тех пор она боится людей в халатах. Память у них прекрасная.

 

«На репетициях мы выставляли ОМОНовские щиты»

— Какой у них рацион питания?

— После репетиции я всегда подкармливаю их морковочкой. Они едят все овощи в сыром виде, сено, запаренный овес. Всего килограмм 30 общего корма, плюс кормовые дрожжи, рыбий жир, пищевой мел. Чтобы кожа была нормальная, чтоб они здоровые были. Они ведь еще растут. Яна сейчас 1.5 тонны весит, остальные чуть меньше. Но вообще бегемоты достигают 4 тонн веса. Но это от региона зависит. В Марокко – гигантские бегемоты, а в Сингапуре – мелкие.

— Я читала, что всего у вас в работе было 13 гиппопотамов, это уже третий состав… Вы к нам приезжали еще со знаменитой Жужей…

— Вы, наверное, в курсе, что я первый дрессировщик, который вывел на манеж группу бегемотов. До меня в истории мирового цирка никто не работал с группой этих животных. У меня даже есть официально зарегистрированный рекорд – 4 бегемота на одном манеже! У меня было 3 больших, и один карликовый бегемот. Но однажды, по дороге на гастроли в Питер, у меня три бегемота задохнулись в фургоне по вине служащего – два молодых и карликовый. Это было в 86 году… Потом в Алма-Ате четыре бегемота выступало. Никогда в мировом цирке не было такого, чтобы 4 бегемота на одной арене, вместе выполняли трюки.

Что касается Жужи, то она прожила 30 лет, с ней я объездил весь мир, и у нее диагностировали рак сердца. Это редчайший случай, рак сердца у людей крайне редко бывают. Что самое интересное – у Жужи все органы были здоровы. Хорошее питание .хороший уход… Мы же за ними следим лучше , чем за родными детьми. Может, частые перелеты сказались? Никто не знает…

— Жужа у вас снималась в кино, а в этой группе «звезд» нет?

— С этими сложно, и вряд ли получилось бы. Жужа-то постоянно среди людей была! Когда мы в Питере работали, Жужа снималась у Абдулова в фильме «Бременские музыканты». Да что говорить – она со мной в кабинет к директору ходила!

Что сказать про нынешний состав? Они прибыли ко мне из Израиля в годовалом возрасте. Сейчас им уже по 10 лет. Яна, Аида и Злата. Точнее, Златик! Мы брали всех девочек, а через год узнали, что Злата – мальчик! Вообще в Воронеж должно было приехать 5 бегемотов, у меня было еще двое египетских. Но одна пала в Ташкенте, а другая во время репетиции в Тольятти. Сделали вскрытие – порок сердца. Я думаю дело здесь вот в чем: израильских бегемотов транспортировали цивилизованно, обездвижили ночью, погрузили в клетку, и затем в фургон. И они не чувствовали особого стресса. А египтяне ловили дедовским способом – насильно отнимали годовалых малышей от матери. Видимо стресс сказался…

— Вы говорили, что когда взяли эту труппу, они поначалу у вас убегали- то в зрительный зал, то в туалет…

— Да, было дело. Мы поначалу, когда репетировали, ставили по периметру манежа почтовики большие, ОМОНовские щиты. Потому что они во время репетиций они сметали заграждения, и убегали на галерку. Я же их дикой природы их брал, из Сафари-парка. Они жили в озере. А тут манеж! Яна мне досталась даже с шрамами, ее большой гиппопотам взял в пасть. Вы знаете, какие это жестокие животные! Они могут даже собственных детенышей насмерть загрызть.

«Бегемоты – не парнокопытные! Они – кашалотообразные!»

— Я слышала, что ученые сравнивают бегемотов с китами, почему?

— Правильно. А то некоторые ошибочно сравнивают их со свиньями. Раньше неправильно их относили их к парнокопытным. Никакие они не парнокопытные, они кашалотообразные. Они произошли от китов. Все повадки схожи, под водой они звуки издают, как киты и кашалоты. И фонтаны такие же под водой пускают…

— Вы ведь даже выучили бегемочий язык?

— Да. Я всегда любил зоопарки, обожаю смотреть на любых животных. Я бывал в шикарных зоопарках экстра-класса, и всегда зазывал бегемотов на их языке. И они всегда отзываются. Рядом стоящие люди, правда, думаю, что я сумасшедший.

— Говорят, что в Африке бегемоты нападают на людей в 2 раза чаще, чем тигры и крокодилы вместе взятые. Как вам удается каждый раз преодолевать страх, перед этими опасными животными? Или изначально один раз преодолели, и все?

— На канале Би-Би-Си был прекрасный двухсерийный фильм «Обратная жизнь гиппопотама», где говорится о том, что в Африке наибольшее количество людей погибает именно от бегемотов. Если лежит сытый лев, и ты будешь стоять от него на расстоянии 30 метров, он даже не посмотрит в твою сторону. А гиппопотамы- территориальные животные. Если они видят чужака на своей территории, сразу же нападают. Кстати, убежать от бегемота не удастся – они развивают скорость до 50 километров в час. Когда засуха, и бегемотам нечего кушать, они опустошают деревни. Поэтому аборигены боятся их. Мне много раз приходилось работать с африканскими артистами, из Кении и т.д., так они всегда удивлялись, как я осмелился работать с бегемотами. Они им внушают такой страх! Потом, правда, просили сфотографироваться с бегемотами. Но на расстоянии. А что касается страха, то когда ты еще животное не знаешь, конечно, относишься с опаской. Ну а потом, мы знакомимся, и я прививаю им уважение к себе…

— На ваших представлениях присутствовал шейх Ирана, а Путин не был?

— Нет, ему некогда. Недавно мы были с гастролями в Сочи, и у нашего артиста Кима (он в программе 3 номера работает) сосед на малых самолетах перевозит Путина. И Путин спросил летчика, как он отдыхал Тот рассказал, что был в цирке, программа очень понравилась. А Владимир Владимирович лишь вздохнул… Такие нагрузки огромные, не до цирка. Это раньше наши правители любили посещать цирк. Брежнев, например. Сочинский цирк считался элитным, там была правительственная ложа. И первые лица приезжали, смотрели программы. Я застал еще эти времена. До дрессуры бегемотов я ведь занимался эквилибром, был лауреатом. Мы тогда открывали сочинский цирк вместе с Никулиным… Но я с 6 лет обожал животных, у нас дома всегда были собаки. Но ручной эквилибр мне тоже нравился. .. И я все думал, кто мне даст животных? Я ведь акробат. И вот я отработал эквилибритом 10 лет, много ездил за границу, проявил себя с лучшей стороны, и только тогда я смог заикнуться перед руководством, что хотел бы дрессировать бегемотов. Большие артисты меня тогда поддержали. Бугримова сказала: «Если он добился таких успехов в эквилиристике, он сможет и это!» И мне дали бегемотов, обезьян, собак.

— Вы не династийный артист, ваш отец был художником. А дети почему не пошли по вашим стопам? Кому вообще будете передавать аттракцион, когда соберетесь на пенсию?

— Сын сейчас не занят в цирке. Да и дочь тоже. Она очень любит цирк, болеет за него всей душой, часто приезжает к нам на представления, но цирковой артисткой не стала. Она знает, насколько тяжела жизнь циркового артиста. Поверьте мне, это не сахар. И при этом, раньше в цирковое училище по 20-30 человек на место было. Сейчас, конечно, меньше… Сейчас у мен внуки подрастают… Может они пойдут в цирк…

— Тофик Гусейнович, когда Гия Эрадзе предложил вам поработать в месте, вы сразу согласились?

— Я Гию знаю очень давно, с момента, когда он только начинал, и очень уважаю. Поэтому я не раздумывая, сразу согласился.

 

 

Марина Хоружая,

Фото автора