Согласно данным ГИБДД, за год в Воронежской области совершается более 3 тыс. ДТП. Тяжесть их разная, но в каждом из них наносится вред чьему-либо имуществу и транспортным средствам.

Раньше при ущербе до 400 тыс. руб. (а это подавляющее большинство ДТП) все вопросы по компенсации решались между пострадавшим и страховой компанией, но после недавнего решения Конституционного суда каждый водитель, которого признают виновным в ДТП, рискует, как говорится, «попасть на деньги».

Так называемая единая методика Центробанка ремонт и замену деталей подсчитывает с учетом износа. Например, если у семилетнего автомобиля в ДТП поврежден бампер и его нужно менять на новый, то страховая выплатит только часть денег, а разницу, как раз этот самый износ, теперь доплатит владелец авто. Эти дополнительные средства можно взыскать с виновника ДТП через суд.

Такие попытки были и раньше, но судьи первых инстанций всегда вставали на сторону виновников ДТП, ведь их ответственность была уже компенсирована ОСАГО: мол, если сумма не устраивает, судиться нужно со страховыми компаниями. Однако в этот раз четверо инициативных россиян дошли до Конституционного суда. И он встал на их сторону! Судьи пришли к выводу, что закон об ОСАГО не исключает распространения действия общих норм Гражданского кодекса РФ об обязательствах по компенсации ущерба. Поэтому при недостаточности страховой выплаты на покрытие ущерба потерпевший вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет виновного лица.

В решении суда есть оговорки – суды могут уменьшать суммы ущерба, если в процессе ремонта использовались новые детали, узлы и агрегаты, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной замене, а также, если виновник ДТП изыщет более разумный способ исправления повреждений имущества. Но это уже нюансы, которые не отменяют сам принцип. Теперь каждый водитель должен помнить: наличие полиса ОСАГО не спасет его от возможных выплат в случае ДТП. А ведь именно это всегда преподносилось основным благом обязательного автострахования.

Новая правовая ситуация возобновила ожесточенную дискуссию по поводу такого понятия, как «износ». Одни резонно сетуют, что заменяемая деталь может быть в хорошем состоянии и не требовать замены, но владельцу все равно нужно доплачивать за нее при восстановлении авто. У сторонников износа другой аргумент – владельцы убитых авто несправедливо обогащаются, меняя пострадавшие в ДТП и сильно изношенные детали на новые. Обе точки зрения имеют право на существование, но уж больно круто износ считается страховыми компаниями – даже на свежие машины он составляет 30-50% и значительно опустошает карманы автовладельцев при ремонте. Теперь оплата этого износа может перейти на плечи виновников ДТП.

Если вы пострадавший в ДТП, то для вас такое решение Конституционного суда – плюс. Теперь вы сможете получить полное возмещение. Ущерб оценят по фактическим затратам без учета износа. Разницу между выплатой по ОСАГО и реальной стоимостью ремонта можно взыскать с виновника.

Но если вы виновник ДТП… Самое интересное, что хитросплетения правосудия делают наиболее опасными ДТП не с новыми автомобилями, которых всегда так боятся, а со старыми, у которых разница по выплатам больше. Учитывая, что средний возраст автомобиля в России около 13 лет, шансов попасть в такое ДТП немало, — сообщает Горком

...